Возникновение и первые годы развития советской
мультипликации
Пионером русской мультипликации считается художник и оператор
Владислав Старевич, который в 1910-х годах в киноателье А.А.Ханжонкова
разработал особую художественную технику и прием для постановки и съемки
объемно кукольной мультипликации. Им были созданы в России первые в мире
объемно-мультипликационные фильмы. Так, в 1912 г. В.А.Старевич
выпустил пародийные мультипликационные фильмы "Прекрасная Люканида, или
война рогачей с усачами" и другой под названием "Авиационная неделя
насекомых".
Владислав Старевич
Советская графическая мультипликация возникла в 1924-1925 годах.
Первые фильмы были сделаны художником А.Бушкиным, вначале под руководством
известного режиссера и экспериментатора Дзиги Вертова, а затем уже
самостоятельно.
Дзиги Вертов
Фильмы отвечали актуальным задачам политической пропаганды.
Главным образом это были киноплакаты и сатирические фильмы.
Художники-мультипликаторы А.Бушкин и А.Г.Иванов для создания некоторых фильмов
пользовались весьма несложной, но выразительной техникой плоских марионеток.
Такой метод освобождает художников от трудоемкой техники изготовления огромного
количества фаз-рисунков. Из плотной бумаги или картона вырезали плоские
марионетки. В местах, сочленений их скрепляли шарнирами. Марионетка
накладывалась либо на стекло съемочного стола, за которым находился рисованный
фон или панорама, либо непосредственно на рисованную декорацию - место действия
для персонажей фильма.
За один 1924 г.
на студии "Культкино" со своим маленьким коллективом художников
выходит целый ряд мультипликационных картин: "Германские дела и
делишки", "История одного разочарования (Борис Савинков)",
"Советские игрушки" (реж. Д.Вертов, мультипликация А.Бушкина и
А.Иванова), "Случай в Токио", "Юморески" (реж. Д.Вертов,
мультипликация А.Бушкина и А.Белякова).
Первый период развития советской мультипликации носил характер
экспериментальный. Сложность технического выполнения рисованных фильмов
приводила художника к поискам таких технических методов, которые могли бы быть
под силу малоопытным художникам. Одним из методов, укрепившимся на долгие годы
н производстве мультфильмов, был так называемый "альбомный" метод.
Все движения, необходимые для развития действия в сюжете, разбивались на
цикличные движения, которые могли бы многократно повторяться. Например, походка
людей или движения животных, полет птиц, проезд поезда, автомобиля и т.д.
Каждый такой цикл движения и являлся "альбомом".
На дальнейшее развитие искусства мультипликации большое влияние
оказало создание в Москве в 1924 году первой экспериментальной
мультипликационной мастерской при Государственном техникуме кинематографии, в
которую вошли молодые советские художники, окончившие ВХУТЕМАС (Высшие
художественно-технические мастерские), (Н.П.Ходатаев, О.П.Ходатаева,
Ю.А.Меркулов, 3.П.Комиссаренко, сестры В. и 3.Брумберг,
Валентина и Зинаида Брумберг
Л.Блатова, В.Г.Сутеев, И.П.Иванов-Вано, операторы Г.Кабалов и
В.Шульман).
Владимир Сутеев
Экспериментальная мультипликационная мастерская выпустила в 1925 г. свой первый
рисованный фильм - политический памфлет "Китай в огне". В этой
большой коллективной работе художники приобрели первый опыт одушевления
рисунков и практически разработали технологию производства рисованного фильма.
Фильм "Китай в огне" во многих своих компонентах был невысокого
качества, изобразительно разнохарактерный и затянутый. Скорее это была
своеобразная иллюстрация политических событий, нежели кинематографическое
произведение. Несмотря на эти недостатки, фильм привлек к себе внимание
общественности и благодаря актуальному материалу, и новому интересному приему,
который заставлял оживать карикатурный рисунок на экране.
Эпоха бурного становления страны требовала широкой агитации во всех отраслях
производства, сельского хозяйства, кооперации, реализации государственных
займов, а также и в повседневной нашей жизни. В этом отношении советская
мультипликация того времени сыграла большую действенную роль, особенно в
области научного и учебного фильма, агитплакатов, политшаржа и рекламы, где
многие работы, несмотря на примитивность техники, достигали высокого
художественного качества. Работы А.Бушкина "Проблемы питания",
"Береги глаз", "Кровообращение" и другие явились уже тогда
солидным вкладом в область научной и учебной кинематографии и сыграли роль
настоящих образцов, по которым в дальнейшем шло развитие этого вида
мультипликации.
В 1926 г.
на кинофабрике "Межрабпом-Русь" коллектив художников (Ю.Меркулов,
Д.Черкес, И.Иванов-Вано, оператор Л.Косматое)
Юрий Меркулов
начинает работать над первым детским мультипликационным фильмом
"Сенька-Африканец", поставленном по мотивам сказок Корнея Чуковского.
Картина вышла на экран в начале 1927
г. При всех своих недостатках фильм нашел положительный
отклик в прессе и с большим интересом смотрелся детским зрителем. Этот успех
подтолкнул художников на создание других детских фильмов. Так, в 1927 г. выходит картина
"Тараканище", сделанная художником А.В.Ивановым также по сказке
К.Чуковского. Затем выходит картина "Каток", сделанная в плане
наивного детского рисунка (работа художников Д.Черкес и И.Иванова-Вано). Здесь
художниками сознательно была допущена условность: все рисунки контуровались
белой линией на черном фоне, так как при демонстрации такой рисунок менее
утомлял детского зрителя.
Иван Иванов-Вано
В 1928-1929 гг. выходят новые фильмы для детей: "Самоедский
мальчик", в шутливой форме разоблачающий религиозные пережитки у северных
народов нашей страны (работа художников Н.Ходатаева, О.Ходатаевой и В. и
3.Брумберг) и "Приключения барона Мюнхгаузена" - работа художников
Д.Черкес и И.Иванова-Вано. Так постепенно рождается новое советское искусство
рисованного фильма.
В это время мультипликацией начинают интересоваться многие театральные
режиссеры. Так, в 1927 г.
талантливый режиссер и художественный руководитель Московского театра для детей
- Наталия Сац ввела впервые в спектакле "Негритенок и обезьяна"
мультипликацию, которую сделали художники Н. и О.Ходатаевы и В. и 3.Брумберг.
Для этой постановки на сцене был смонтирован специальный экран. Мультипликация,
проецируясь на него по ходу спектакля, переносила развитие действия со сцены на
экран. Спектакль "Негритенок и обезьяна" имел огромный успех и долго
не сходил со сцены театра. Не менее интересно и второе использование
мультипликации Наталией Сац в спектакле "Про Дзюбу".
Наталия Сац
Здесь мультипликация демонстрировалась прямо на декорациях
сцены, иллюстрируя в нужный момент мечты и фантазию мальчика Дзюбы. Благодаря
этому в спектакле сразу возникала атмосфера сказки, очарованию которой помогала
талантливая музыка композитора Леонида Половинкина, используемая синхронно с
мультипликацией. Так, ритмическая слитность мультипликации с музыкой и даже с
действием актера на сцене была проведена значительно раньше рождения звукового
кино, где этот метод четкой синхронизации действия рисованного персонажа со
звуком произвел в свое время большую сенсацию.
Кадры работников советской мультипликации постепенно пополняются. Начинает
заниматься мультипликацией на одесской киностудии художник В. Левандовский. В 1927 г. вышел первый
украинский мультипликационный фильм "Сказка о соломенном бычке",
поставленный В.Левандовским по известной народной сказке. В 1928 г. выходит его второй
фильм "Сказка о белочке-хозяюшке и мышке-злодейке", который он сделал
уже на вновь организованной киностудии в Киеве. Помимо высоких изобразительных
качеств, этот фильм особенно отличался плавностью и выразительностью движения
персонажей.
В Ленинграде в области рисованного фильма, помимо художников А.Преснякова и
И.Сорохтина, на фабрике "Совкино" начинает работать художник
В.Григорьев, который в 1927 г.
выпускает два фильма "Держи чубаровца" и "Два рикши" по
сценарию Н.Агнивцева, текст стихов В. Волженина. Примерно в это же время
начинает работать в области мультипликации художник М.Цехановский,
Михаил Цехановский
немного позднее художники М.Пащенко, В.Сюмкин и А.Синицын. В
Москве - художники Л.Атаманов,
Лев Атаманов
Л.Амальрик, П.Мизякин, А.Беляков, Д.Бабиченко, П.Носов,
П.Сазонов, Ю.Попов и другие. Советская мультипликация обогащается новыми
талантливыми режиссерами и художниками. Этот период интересен поисками
художников новых технологических приемов в искусстве мультипликации и
стремлением их создать постоянного героя рисованного фильма.
Леонид Амальрик
Режиссер А.В.Иванов, использовав специальный метод комбинированной
съемки, разработанный конструктором Н.Желинским, выпустил в 1928 г. несколько
мультипликационных картин с участием рисованного героя негритенка Тип-Топа. Так
появился постоянный мультипликационный персонаж Тип-Toп, который, действуя в
натурных кадрах, путешествует с приехавшей иностранной делегацией по Москве.
Параллельно с ним начинает подвизаться на экранах другой мультипликационный
герой Братишкин, созданный художником Ю.Меркуловым, который участвует в
различных агитплакатах и инструктивных фильмах: Братишкин вступает в
Осоавиахим, Братишкин везет книги в деревню, Братишкин борется за чистоту на
заводе и т.д.
Ленинградскими художниками А.Пресняковым и И.Сорохтиным создается персонаж
Бузилка, который впервые появляется в 1928 г. в фильме "Шептуны", в 1929 г. в фильме
"Бузилка против брака" и дальше переходит в другие агитационные
фильмы. Стремление наших художников создать образ постоянного
мультипликационного героя действенного результата не принесло. Эти персонажи не
имели успеха и сравнительно быстро сошли с экрана. И не только потому, что с
внешней, чисто изобразительной стороны они были сделаны неинтересно. Они были
невыразительны главным образом потому, что по сути своей никого не
представляли, в них не было определенных характеристик представителей
какого-либо слоя общества, они были вне среды: правда, негритенку Тип-Топу
подарили пионерский галстук, а Бузилке - большой гаечный ключ, который он
постоянно носил с собой, - однако это была лишь внешняя характеристика героев
фильма - "вывеска", но не их внутреннее содержание.
В 1928 г.
выходит детский фильм "Обиженные буквы" по сценарию Агнивцева
(художники А.Пресняков, И.Сорохтин, С.Жуков и В.Куклина), в котором рисованная
мультипликация так же, как и у режиссера А. В. Иванова, соединяется с натурной
съемкой. В этом комбинированном фильме обиженные буквы идут жаловаться на
ленивых детей в Наркомпрос, проходят по улицам, преодолевают ряд препятствий,
попадают в бюро переписки, где создают переполох среди машинисток, и наконец
благополучно пробираются в кабинет наркома, забираются к нему на стол и вручают
товарищу Луначарскому свою петицию. Зрителя в этих комбинированных
мультипликационных кадрах поражала новизна приема, он был неожиданно удивлен
таким техническим трюком, когда рисованный персонаж действовал в естественной
натурной среде, рядом с живым актером.
Уже в этом раннем периоде советская мультипликация проявила себя в
разнообразных жанрах, с поисками новых изобразительных решений не только в
кино, но и в театре. Широко экспериментируя в мультипликации, как в области
техники, так и в области разнообразной тематики, в поисках различных жанров,
художники-мультипликаторы в те годы осваивали, приобретали и накапливали
производственный и творческий опыт этого нового вида кинематографии, что в дальнейшем
привело к значительному подъему искусства рисованного фильма в нашей стране.
Советская мультипликация в 30-е годы
С появлением звука в кинематографии для советской мультипликации открылись
новые пути. Развивая достижения прежних лет, советские мастера мультипликации в
30-е годы добиваются значительных успехов. На экран выходят первые звуковые
мультипликационные картины: "Почта" по произведению С.Я.Маршака (1930 г., реж.
М.М.Цехановский),
Самуил Маршак
"Улица поперек" и "Сказка про белого бычка"
(1931 г.-1933 г., реж. В.Сутеев и
Л.Атаманов), "Паровоз летит вперед" - мультсатира (в постановке
Н.Ходатаева и З.Брумберг, 1932
г.), "Блэк энд уайт" по известному стихотворению
Владимира Маяковского (1932 г.,
режиссеры И.Иванов-Вано и Л.Амальрик).
На первой Всесоюзной конференции работников мультипликации в марте 1933 года
обстоятельно обсуждался вопрос о жанрах в искусстве рисованного фильма. Эта
конференция положительно отразилась на дальнейшем развитии мультипликации, она
обобщила опыт работы советских мультипликаторов и наметила ряд конкретных
мероприятий, улучшающих производство рисованного фильма.
С выходом на экран таких звуковых картин, как "Сказка о царе Дурандае"
(1934 г.,
реж. И.Иванов-Вано и В. и 3.Брумберг), "Органчик" по сатире Щедрина (1935 г., реж. Н.Ходатаев),
"Журавко" (1935 г.,
реж. А.Евмененко), "Квартет" (1935 г., реж. А.Иванов и П.Сазонов),
"Отважный моряк" (1936
г., по сказке Киплинга, реж. В.Сутеев) и др.,
мультипликация прочно закрепила свое положение в искусстве советской
кинематографии.
В это же время больших творческих успехов достигает и советская кукольная
мультипликация. Талантливый режиссер и художник А.Л.Птушко
Александр Птушко
выпускает на экран два полнометражных кукольных фильма
"Новый Гулливер" и "Золотой ключик", с большим успехом
прошедших не только в нашей стране, но и за рубежом. Это были первые советские
фильмы с элементами мультипликации и, по тем временам, невероятный прорыв.
В 1932 - 1935 гг. значительно увеличилась производственная база
советской мультипликационной кинематографии. Организовались мультипликационные
коллективы на Тбилисской и Ереванской киностудиях. На московских киностудиях
был пересмотрен технологический процесс производства рисованных фильмов.
Советская мультипликация расширилась, ей требовались новые производственные
условия.
В 1936 г.
в Москве по решению правительства была создана специальная студия рисованных
фильмов "Союзмультфильм". Это решение имело огромное значение для
дальнейшего развития мультипликационного фильма в Советском Союзе. Киностудия
"Союзмультфильм" объединила в себе ряд главных производственных
коллективов рисованного фильма города Москвы, руководимых старейшими
работниками советской мультипликации. Объединение мелких разрозненных студий в
одну большую студию союзного значения не лишало своей индивидуальности
режиссеров и художников, а наоборот, позволяло решать более сложные творческие
и производственные задачи искусства рисованного фильма. Основная задача,
которая была поставлена перед студией "Союзмультфильм" при ее
организации, - это обслуживание детского и юношеского зрителя. Последующие
работы советских мультипликаторов интересны дальнейшими поисками в области
жанров мультипликационного искусства, борьбой за целеустремленностьсодержания
мультфильмов в плане создания полезных воспитательных произведений для детей
школьного и дошкольного возраста. Большое внимание художники и режиссеры стали
уделять первоисточнику рисованного фильма - сценарию. Не располагая
необходимыми кадрами сценаристов, режиссеры чаще всего прибегали к экранизации
известных народных сказок или же популярных литературных произведений для детей
советских авторов К.Чуковского, С.Маршака и других. В производстве появились и
оригинальные сценарии - современные сказки "Дед Иван",
"Ивась", "Кошкин дом", "Шумное плавание" и др.
Корней Чуковский
В этот период в своих работах художники-мультипликаторы начинают
постепенно осваивать цвет (Выходят первые цветные детские фильмы "Сладкий
пирог" (1937 г.,
реж. Д.Бабиченко), "Красная шапочка" (1937 г., реж. В. и
3.Брумберг), "Маленький Мук" (1938 г., реж. О.Ходатаева), "Дзябжа"
(1939 г.,
реж, М.Пащенко), "Дед Иван" (1939 г., реж. А.Иванов), "Лимпопо" и
"Бармалей" (1940-1941 гг., реж. Л.Амальрик и В.Полковников) и многие
другие). Эти произведения интересны своим изобразительным решением, богатством
творческих находок, значительным ростом режиссерского мастерства в области
рисованного детского фильма.
Особенно выделялась картина талантливого художника-режиссера М.Пащенко
"Дзябжа", поставленная по нанайской сказке. Это было подлинное
художественное произведение, наполненное тонким юмором и очаровательной
лирикой. Яркие, выразительные образы фильма - маленькой обаятельной девочки и
ее друга, милой зеленой лягушки, вспоминаются и до сего времени.
Помимо произведений для детей, советская мультипликация в предвоенные годы выпускает
фильмы и для взрослых. Так, в 1939
г. выходят два мультипликационных политических плаката:
фильм "Победный маршрут" (реж. Д.Бабиченко),
Дмитрий Бабиченко
рассказывающий о борьбе советского народа за укрепление
могущества своей Родины, за выполнение и перевыполнение пятилетних планов
развития народного хозяйства, и фильм "Боевые страницы" (реж.
Д.Бабиченко, Л.Амальрик, В.Полковников), посвященный отдельным эпизодам борьбы
c белогвардейцами во время гражданской войны. Это были первые серьезные работы
жанра политического плаката. За ними выходят современная сатирическая сказка
"Ивась" (реж. И.Иванов-Вано), а также несколько сатирических
журналов, в которых затрагивались злободневные политические вопросы.
Советская мультипликация в послевоенные годы
Началась Великая Отечественная война. Большое количество
художников-мультипликаторов ушло в ряды действующей армии и на работу в
военно-учебную кинематографию, которая в это время широко развернула свою
деятельность в области мультипликации. Значительный подъем и более интенсивное
развитие советской мультипликации относится к послевоенному периоду. В это
время окончательно определились качественное своеобразие советской
мультипликации и ее художественный стиль. Именно в это время наша
мультипликация в лучших своих произведениях стала успешно решать важные
идейно-художественные задачи. Советские художники мультипликационного фильма
стали глубже осваивать традиции нашей литературы, фольклора и изобразительного
искусства. Художники обращаются к русским и зарубежным классическим и народным
сказкам, а также современным советским сказкам, в которых доминирующее место
занимают проблемы советской морали.
Продукция советской мультипликации постепенно выходит на мировую арену.
Киностудия "Союзмультфильм" выпускает ряд интересных цветных картин: "Синбад-мореход",
"Пропавшая грамота" по повести Н.В.Гоголя (реж. В. и 3.Брумберг),"Весенние мелодии" (реж. Д.Бабиченко), "Песенка Радости" (реж.
М.Пащенко), "Лиса и Дрозд" (реж. А.Иванов), "Павлиний хвост"(реж. Л.Амальрик и В.Полковников), "Тихая поляна" (реж. Б.Дежкин и Г.Филиппов) и полнометражный фильм
"Конек-Горбунок".
Эти фильмы свидетельствуют о дальнейших успехах советской
мультипликации, об умелой работе художников-мультипликаторов над образом
рисованных персонажей. В каждой картине чувствуется индивидуальность художника.
Из этого периода необходимо отметить замечательный лирический фильм М. Пащенко
"Песенка Радости", в котором тонкий юмор сочетается с большой
поэзией; смешной веселый фильм "Лиса и Дрозд" работы режиссера А.
Иванова, и цветной полнометражный фильм "Конек-Горбунок" режиссера
И.Иванова-Вано и художника Л.Мильчина, поставленный по известной сатирической
сказке Петра Ершова.
На основе памятников русского народного изобразительного
искусства и архитектуры, старинной русской миниатюры, используя народный лубок,
игрушку, художественную кустарную резьбу, авторы сумели создать яркое,
жизнерадостное произведение. По свидетельству критики, фильм отражал подлинный
дух русской народной сказки. Каждый персонаж в картине жил своей жизнью и имел
не только свою особую внешность и повадки, но и свой характер; каждый из них по
праву мог быть назван законченным художественным образом. Остроумные сюжетные
положения, изобретательно найденные детали, разнообразная среда, в которой
происходило действие, ясный, доходчивый текст, прекрасная музыка композитора
Виктора Оранского - все это заставляло зрителя с неослабевающим интересом
смотреть фильм от первого до последнего кадра. Конечно, этот фильм не был еще
совершенен, как многие последующие работы советской мультипликации, но в нем
были капитально заложены основы полноценного художественного произведения,
отчего он до сего времени не устарел и смотрится с большим интересом не только
в Советском Союзе, но и во многих странах мира.
Советская мультипликация создала себе прочное положение на международном
кинематографическом рынке, о ней стали говорить, о ней стали писать за
границей. В последующие 1948-1950 гг. были созданы новые значительные
произведения. На экран выходят такие фильмы, как "Слон и Муравей", "Лев и заяц" (реж. Б.Дежкин и Г.Филиппов), Охотничье ружьё" (реж. П.Сазонов), "Сказка о солдате" и "Федя Зайцев" (реж. В. и 3.Брумберг),"Серая Шейка"(реж. Л.Амальрик и В.Полковников), "Цветик-Семицветик"(реж. М.Цехановский), "Машенькин концерт" и "Когда зажигаются ёлки" (реж. М.Пащенко), широко известные за пределами нашей
Родины.
Борясь за повышение идейно-художественного качества
мультипликации, советские художники в это время самое серьезное внимание
обращают на сценарий. Требования к мультипликационному сценарию, как
первоначальной основе будущего рисованного фильма, сильно повышаются. Над
сценариями для рисованных фильмов начинают работать известные детские писатели
В.Бианки, Л.Кассиль, С.Маршак, С.Михалков, Г Скребицкий, В.Чаплина,
кинодраматурги Н.Абрамов, Г.Березко, М.Вольпин, Г.Гребнер, Н.Эрдман, В.Сутеев и
др., которые в тесном содружестве с режиссерами и художниками-мультипликаторами
помогли выпустить ряд интересных рисованных фильмов.
Помимо этого большую роль в производстве мультипликации начинает играть
литература классических произведений и народные сказки, что делает наши
рисованные произведения более содержательными и интересными.
Для советской рисованной кинематографии огромное значение имел фильм "Серая Шейка", который и по сей день остается одним из лучших советских
мультипликационных фильмов с одушевленными, очеловеченными персонажами из мира
животных. Режиссеры Л.Амальрик, В.Полковников и художник-постановщик А.Трусов
наделили героев своего фильма образными индивидуальными характеристиками. В
условных, сказочных персонажах фильма ярко были выявлены подлинные человеческие
характеры. Это произведение сыграло большую "роль в борьбе за реализм
мультипликационного искусства, оно помогло преодолеть многие заблуждения,
формализм и ненужное трюкачество, бытовавшие среди некоторых художников
мультипликации. Для нас фильм "Серая Шейка" является классическим произведением мультипликационного
искусства. Эта картина прошла с большим успехом по многим странам.
Вся информация,предоставленная на сайте,предназначена исключительно в ознакомительных целях.Копирование информации разрешено с использованием ссылки на наш сайт!